2025-10-10

Яркой премьерой завершил сезон Воронежский театр оперы и балета

Яркой премьерой завершил сезон Воронежский театр оперы и балета
Под занавес 64-го театрального сезона Воронежский государственный театр оперы и балета 25 июня представил зрителям премьеру оперы «Зори здесь тихие» (12+) Кирилла Молчанова.

Повесть, фильм, опера

Опубликованная в 1969 году в журнале «Юность» повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» была спустя три года экранизирована Стани­славом Ростоцким. Музыку к той картине, по праву считающейся одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне, написал Кирилл Молчанов. Сюжет повести настолько захватил композитора, что он решил создать оперу о подвиге юных зенитчиц и их командира. И уже через год новая опера была впервые исполнена.

Широкой аудитории Кирилл Молчанов больше известен, пожалуй, как композитор-песенник. Впрочем, это тот случай, когда слава самих произведений затмевает известность автора. К примеру, многие наверняка считают народной песню «Огней так много золотых на улицах Саратова», не подозревая, что написал ее Молчанов. Говоря о композиторе, нельзя не вспомнить и проникновенную «Иволгу» из фильма «Доживем до понедельника».

Тема войны занимала особое место в творчестве композитора. В конце 60-х годов прошлого века он создал оперы «Брестская крепость» и «Русская женщина» (по повести Ю. Нагибина «Бабье царство»). Обе, кстати, впервые увидели свет рампы на сцене Воронежского театра оперы и балета. И вот теперь театр решил обратиться к, пожалуй, самой известной из опер Молчанова «Зори здесь тихие». В год 80-летия Великой Победы это произведение исполняют во многих городах нашей страны, даже в тех, где нет оперных театров – силами филармонических коллективов и музыкальных учебных заведений. Как правило, это концертные исполнения. Воронежский спектакль – одно из немногих полноценных сценических воплощений оперы.

Материал сложный

В отличие от опер Чайковского, Верди, Россини и других классиков, произведения композиторов ХХ века появляются в афише нечасто. А потому каждая такая постановка – своего рода экзамен для коллектива театра. Не стала исключением и опера Молчанова.

– Материал достаточно сложный, так как это опера с непростым интонационным и ритмическим языком, – поделился перед премьерой дирижер-постановщик спектакля Тимур Абсалутинов. – Вся опера построена на диалогах, речитативах. Столкнулись с определенными трудностями солисты и оркестр, но мы их преодолели.

Нельзя не согласиться с маэстро: под его управлением оркестр и солисты блестяще справились со всеми творческими задачами. А задачи эти не ограничивались только освоением сложного музыкального материала. Исполнителям главных партий необходимо было создать точные и правдивые сценические образы, совладав со своими чисто человеческими эмоциями. Ведь сам сюжет произведения никого не может оставить равнодушным.

– Впервые, наверное, мне работалось так сложно. Мы даже сегодня будем выходить и плакать на сцене. Потому что это по-другому невозможно воспринимать, – призналась перед премьерой Светлана Дюдина, исполнительница партии Риты Осяниной. А Марина Безбородова рассказала, что эта постановка и ее роль (Лиза Бричкина) снятся ей каждую ночь.

– Мы думали, что в процессе работы над спектаклем перестанем так сильно переживать, но до сих пор каждый раз еле сдерживаем слезы, – поделился исполнитель роли старшины Васкова Давид Целаури. – Хорошо, что у нас в театре звучит такая музыка…

Пересказывать сюжет оперы смысла нет. Отметим лишь, что Кирилл Молчанов, создавая либретто, немного сократил количество персонажей. Среди музыкальных номеров оперы самый известный, пожалуй – романс Женьки «Жди меня» на стихи Константина Симонова. Партию Женьки Комельковой в премьерном спектакле блестяще исполнила Софья Овчинникова. Также нельзя не отметить Татьяну Алиеву, создавшую удивительно тонкий образ совсем юной, зачитывающейся Блоком Сони Гурвич.

Режиссер спектакля Денис Постоев, уже знакомый воронежскому зрителю по другим постановкам, в первом акте спектакля создал довольно живую картину военного быта зенитчиц на глухом разъезде, а во втором – атмосферу смертельной опасности и неизбежности предстоящего боя. Следуя замыслу композитора, режиссер сумел органично вплести в суровую военную реальность воспоминания девушек о мирной жизни. Общая атмосфера спектакля во многом складывается благодаря удачной сценографии (художник-постановщик Людмила Терехова).

Зрители, заполнившие зал на премьере, отблагодарили постановщиков и исполнителей долгими заслуженными аплодисментами.

26 июня вторым показом нового спектакля театр завершил сезон. За дирижерским пультом в тот вечер была Вероника Кунцевич, главные партии исполнили Алексей Тюхин, Людмила Солод, Мария Бойко, Анастасия Лукина, Анастасия Колотова. Кстати, тем, кто не успел увидеть премьеру, ждать начала нового сезона не обязательно. Оперу «Зори здесь тихие» театр планирует показать в рамках летнего фестиваля «Раменье-опера» на площадке Дворцового комплекса Ольденбургских 23 августа.