Монарший дух
На первом этаже выставочного зала музея звонят колокола, кричат чайки, слышится плеск волн. Посетители, входя на выставку, невольно оказываются на приеме у императора Петра Великого – через весь зал проложена красная дорожка, которая ведет к монаршему трону.
Атмосферу торжественности и помпезности создает не только звуковое сопровождение, но и главные экспонаты выставки – исторические костюмы. Те самые, которые зрители видели в легендарных советских и российских фильмах. Фрагменты из них демонстрируются на маленьких экранах.
«Собиратели земель русских» – проект просветительский. Он посвящен трем ключевым правителям российской истории – Ивану Грозному, Петру Первому и Екатерине Великой, а также их образам в отечественном кинематографе.
В каждом из трех тематических разделов посетители могут «освежить» в памяти биографию правителей, а также узнать о значимых отечественных фильмах, снятых о них.
Помимо подлинных костюмов из кино, на выставке представлены эскизы декораций и костюмов, реквизит, архивные материалы, афиши и фотографии со съемочных площадок.
Через призму кино
Как поясняет директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова, выставку решили посвятить трем правителям России неслучайно – именно они больше всего повлияли на расширение русских земель и сыграли поворотную роль в формировании современной карты России.
Кроме того, добавляет старший научный сотрудник Музея кино Никита Котик, именно им посвящено больше всего отечественных фильмов.
– Через призму российского кинематографа прошла история нашей страны. Мы стараемся показать, как на те или иные исторические события или персоны смотрел режиссер. Зачастую это очень интересно, потому что в разные исторические периоды взгляд на них менялся. Например, Ивана Грозного представляли то самодуром, то очень верующим человеком, то завоевателем. Менялся взгляд, менялась идеология и задачи, на них реагировал кинематограф, – отмечает Лариса БАЖЕНОВА.
Выставку «Собиратели земель русских» видели уже в нескольких городах России. Больше года назад она открылась в Москве, затем отправилась в Рязань, оттуда – в Тулу. После Воронежа выставка вернется в Музей кино.
«Иван Грозный»
Первый раздел выставки посвящен биографическому фильму «Иван Грозный» (1944) Сергея Эйзенштейна.
Задачу снять картину о первом русском царе режиссеру спустили «сверху» от Иосифа Сталина. Режиссер должен был показать Ивана Грозного как сильного лидера, чья цель – объединить русский народ – оправдывает любые средства. Параллели между политикой царя и «вождем» для режиссера были очевидны.
Картина Эйзенштейна состоит из двух частей. Первая вышла на экраны в 1945 году. Фильм принес режиссеру и съемочной группе Сталинскую премию.
Надо сказать, что съемки картины проходили во время Великой Отечественной войны, в период эвакуации «Мосфильма» в Алма-Ату.
– Съемки проходили в тяжелейших условиях. Съемочную площадку строили с нуля. Там постоянно отключался свет, приходилось снимать в морозы, – отметил Никита КОТИК.
Вторая часть фильма – «Боярский заговор» – показывает мрачного Ивана Грозного, который становится тираном и постепенно теряет человеческий облик. При жизни Сталина эта полнометражка была запрещена – на экраны она вышла только в 1958 году.
В начале 1950-х задачу снять продолжение фильма о московском царе поручили режиссеру Ивану Пырьеву. Он начал подготовку к съемкам в 1952 году. Но лента так и не был снята – в 1953-м умер Сталин, и производство фильма стало неактуальным.
Тем не менее на выставке можно увидеть эскизы костюмов и декораций к неснятой картине.
– По стилистике они более пышные и лощеные. Художник Леван Шенгелия отрисовал раскадровки, а художник Василий Ковригин – всех персонажей, – отметил Никита Котик.
Шубы и кафтаны
Самые ценные экспонаты на выставке – костюмы к картинам Сергея Эйзенштейна, созданные Всеволодом Воиновым и Лидией Наумовой. Среди них – кафтан опричника, костюм шута, боярская шуба.
По словам Никиты Котика, костюмы были случайно найдены на одной из киностудий «Мосфильма». Это произошло после смерти Сталина и Эйзенштейна (режиссер умер в 1948 году).
Как отмечает Лариса Баженова, эти костюмы уникальные. Они были сшиты из старинных тканей, возраст которых – 400 лет. Лариса Вячеславовна поясняет: в Алма-Ате шить костюмы царя, бояр и других действующих лиц фильма поначалу было не из чего. Но Сергею Эйзенштейну и его съемочной группе помогло то, что в это же время в Алма-Ате в эвакуации находился Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».
– В запасниках у них были рулоны с тканями, которым на тот момент было уже 300 лет, – итальянские парча и бархат. Музею поступил приказ «сверху» выдать ткани режиссерской группе Сергея Эйзенштейна. Из них и были сшиты костюмы, – пояснила Лариса Баженова.
Надо сказать, что основная масса костюмов со съемок фильма была утеряна. Но в Музее кино хранятся царские и боярские облачения.
«Юность Петра» и «Русский бунт»
Второй тематический раздел выставки посвящен фигуре Петра I. Он рассказывает о фильмах, снятых об императоре. Среди них – «Петр Первый» Владимира Петрова (1937) и дилогия Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980). В основе последнего – исторический роман Алексея Толстого «Петр I». Роль Петра Алексеевича в ленте исполнил Дмитрий Золотухин. Он же сыграет императора в сериале «Россия молодая» (1981).
Самые интересные экспонаты – костюмы к фильму «Юность Петра», которые создали студенты Школы-студии МХАТ по эскизам знаменитого художника по костюмам Элеоноры Маклаковой.
– Элеонора Маклакова была их преподавателем. Она преподавала в Школе-студии МХАТ. Ее ученики сегодня – лучшие художники по костюмам. Костюм Петра Великого, который вы видите на троне, сшит из современных тканей, но студенты их сумели состарить, сделать под парчу, – отметила Лариса Баженова.
Третий раздел выставки посвящен персоне Екатерины Великой. Никита Котик отмечает, что в советских фильмах и картинах 1990-х императрица появляется в основном эпизодически. Интерес к ее биографии появился у кинематографистов недавно.
В разделе представлены эскизы и костюмы к фильму 1999 года «Русский бунт» – экранизации «Капитанской дочки» Пушкина. Костюмы для него создала художник Наталья Полях.
Посетители могут полюбоваться парадными облачениями Екатерины II, сенатора, графа Панина. Здесь же можно увидеть офицерскую форму Петра Гринева, Швабрина и зимний костюм Маши Мироновой.