Специалисты говорят, что сейчас граждане становятся жертвами дистанционных мошенничеств не потому, что не знают о них, а как раз наоборот: получив звонок якобы от спецслужб, которые вышли на след аферистов, паникуют, осознавая, что все-таки «попались», и пытаются исправить ситуацию, делая неверные шаги. Дезориентированным человеком управлять легко.
Популярные схемы
Для 53-летнего жителя Кантемировского района все началось со звонка из «Энергосбыта», работники которого сообщили о замене пломбы на счетчике, попросив назвать код из поступившего СМС-сообщения. Затем ему позвонил якобы представитель силовых структур и сообщил, что на самом деле он общался с аферистами, которые теперь взломали его учетную запись на «Госуслугах».
Мошенники пользуются разными способами убеждения людей. Они знают, что человек, который не повесил после такого сообщения трубку, легко поддастся убеждению из-за растерянности.
Чтобы не лишиться автомобиля, который будет продан после взлома портала госуслуг, аферист посоветовал кантемировцу самому продать транспортное средство, а деньги положить на «безопасный счет» – опять же для того, чтобы мошенники не могли воспользоваться ими.
Мужчина проглотил наживку, и аферисты пошли дальше – на следующий день они убедили его оформить кредит и все деньги также отправить на «безопасный счет».
Когда мужчина понял, что стал жертвой мошенников, ущерб, причиненный ему, уже составлял более 2 млн руб.
В другом случае мошенник позвонил 72-летней пенсионерке под видом оператора сотовой связи и предложил продлить договор. Для этого пожилая женщина должна была назвать пришедший ей на телефон код из СМС. Затем она получила ссылку на портал госуслуг, перейдя по которой вступила в диалог с чат-ботом, а также с представителем «службы безопасности».
Лжесотрудник правоохранительных органов обвинил пенсионерку в предоставлении данных пособникам терроризма и предложил «защитить» деньги, которыми те якобы собирались воспользоваться. Под давлением мошенников женщина сняла свои сбережения, сдала в ломбард украшения и перевела деньги на указанные реквизиты.
Ущерб, причиненный женщине после «спасения» своих средств, составил около 619 тыс. руб.
Огромную сумму отдала 49-летняя почтальон в похожей ситуации. Сначала она получила уведомление о входе в аккаунт «Госуслуг», который сама не совершала, вслед за этим в мессенджере поступил звонок якобы от сотрудника Центробанка и ФСБ с сообщением об утечке персональных данных. Женщине было предъявлено обвинение, что от ее имени производится попытка спонсирования агента недружественного государства, а деньги срочно нужно перевести на «безопасные счета», чтобы ими никто не мог воспользоваться.
Почтальон отправилась в банк, обналичила 7 млн руб. и передала их прибывшему к ней курьеру.
Полиция работает
Одного такого курьера полицейским удалось задержать. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Воронежской области 5 декабря, оперативники ОМВД России по Семилукскому району задержали 23-летнего жителя, подозреваемого в участии в мошеннической схеме.
Еще в октябре 77-летней женщине некие лица позвонили через мессенджер, представившись сотрудниками «Ростелекома», а затем «службы безопасности». Под предлогом защиты от мошенников ее убедили передать полтора миллиона рублей курьеру.
Задержанный признался, что работал курьером по объявлению, забирал деньги у потерпевших и оставлял их в указанных мошенниками «тайниках». Теперь курьеру грозит до десяти лет лишения свободы.
И еще об одном недавнем случае, когда полицейские смогли предотвратить дистанционное мошенничество, стоит рассказать.
В ноябре текущего года 40-летней жительнице Воронежа поступила информация о взломе личного кабинета на портале госуслуг и оформлении доверенности на управление банковскими счетами на гражданина недружественного государства.
«Сотрудники силовых структур» обвинили женщину в финансировании запрещенной организации и пригрозили уголовным преследованием. Под психологическим давлением она подчинилась требованиям аферистов и направилась к банкомату для перевода сбережений на «временный безопасный счет».
Получив оперативные данные, сотрудники отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий регионального ГУ сработали на опережение. Они смогли предотвратить преступление в момент, когда женщина уже находилась у банкомата с картой в руках.
А если и правда взломали?
Телеграм-каналы «Объясняем.РФ» и «Вестник Киберполиции России» рассказали, как вернуть контроль над аккаунтом на «Госуслугах» в случае взлома и усилить его защиту.
Если мошенники успели сделать что-то от вашего имени, например, подать заявление на выплату или оформить кредит, первым делом обратитесь в отдел полиции по месту жительства и сообщите о произошедшем в банки, где у вас есть счета.
Чтобы восстановить доступ к «Госуслугам», попробуйте сбросить пароль. Для этого на странице входа нажмите «Забыли пароль?» и следуйте инструкциям. Ссылка для сброса придет на ваш e-mail или телефон, которые вы указали при регистрации.
Если мошенники успели сменить контактные данные, сброс не сработает. Тогда воспользуйтесь одним из методов: восстановите доступ через приложение банка-партнера; позвоните на горячую линию «Госуслуг»: 8 (800) 100-70-10; обратитесь в центр обслуживания, МФЦ.
После восстановления доступа смените пароль на более надежный – используйте комбинацию букв, цифр и символов; проверьте и обновите личные данные (номер телефона, электронную почту или адрес), если они были изменены мошенниками. Изучите историю операций, чтобы отследить подозрительные действия: посмотрите запросы на выплаты или подачу заявлений; закажите кредитную историю, чтобы убедиться, что на вас не оформили заем.
Чтобы защитить аккаунт в будущем, включите двухфакторную аутентификацию – при входе на ваш номер будет приходить СМС с кодом подтверждения. Можно указать доверенный контакт в настройках безопасности. Это может быть кто-то из ваших близких или друзей – ему отправят оповещение, если кто-то захочет сменить пароль.
Дополнительно поставьте самозапрет на кредиты – это можно сделать на «Госуслугах» или в МФЦ. Тогда мошенники не смогут взять заем на ваше имя, даже если получат ваши данные.
Помните!
Настоящие сообщения от «Госуслуг» приходят только с короткого номера 0919 или буквенно-цифрового ID gosuslugi.
Официальные службы не пишут людям в WhatsApp*, Telegram или другие мессенджеры.
«Госуслуги» никогда не присылают пользователям ссылки для входа или подтверждения данных.
Получив звонок по телефону, что вы стали жертвой мошенников, отправляйтесь сразу же в полицию и ничего не делайте по указке через телефон!
* Продукт компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России.