Мэрия Воронежа планирует увеличить долю негосударственных учреждений на рынке предоставления услуг дошкольного образования. По словам руководителя городского управления образования и молодежной политики Любови Кулаковой, сегодня разрабатываются механизмы для повышения эффективности работы системы дошкольного образования. О том, как происходит ее развитие, руководитель рассказала в интервью корреспонденту «Берега».
В поисках яслей
– Любовь Анатольевна, долгое время в Воронеже устроить ребенка в детский сад было серьезной проблемой. Однако в прошлые годы в городе построили много новых дошкольных учреждений. Решило ли это проблему очередности?
– Если мы говорим о детях в возрасте от трех до семи лет, то – да, решило. В рамках программы «Развитие образования» введено 12 новых объектов, из которых 9 построены инвесторами, а затем выкуплены в муниципальную собственность. Кроме того, удалось вернуть в систему дошкольного образования 13 детских садов, которые в 90-е годы были переданы другим структурам. Также мы увеличивали ресурс действующих детских садиков – например, прекращая договоры аренды помещений, открывая дополнительные группы, а также организовывая группы кратковременного пребывания и лекотеки. Все эти действия позволили уже к концу прошлого года создать 6 036 дополнительных мест и ликвидировать очередь для детей данной возрастной категории.
– А если говорить о возрастной категории от полутора до трех лет?
– Ликвидировать очередь в этой возрастной группе – наша сегодняшняя задача. В том числе, для ее решения сегодня завершается строительство двух новых детских садов – они будут сданы в летний период. По-прежнему идет работа по высвобождению ресурсов в имеющихся дошкольных учреждениях, организуются дошкольные подразделения в школах для того, чтобы максимально снизить очередность в ясли. Ведь обращения от мам, которым нужно устроить ребенка в ясли, к нам поступают регулярно.
– Сколько сейчас человек стоит в очереди на место в яслях?
– На сегодняшний день в электронной очереди зарегистрировано около 5 тыс. человек в возрасте от 1,5 до 3 лет, однако не все родители заявили 2016 год в качестве желаемой даты зачисления. Многие родители, понимая важность данного возраста для формирования интеллектуального, психического и творческого потенциала ребенка, предпочитают оставаться с ним дома. Поэтому статистика по числу детей в возрасте от полутора до трех лет, стоящих в очереди, совершенно не соотносится с количеством детей, которым действительно нужно место в детском саду.
Грант для частника
– В решении проблемы наверняка могли бы помочь негосударственные дошкольные учреждения. Глава Воронежа Александр Гусев неоднократно говорил о необходимости развития системы муниципально-частного партнерства в этом сегменте. Как продвигается данная работа сегодня?
– Александр Викторович, действительно, поручил нам разработать механизмы поддержки негосударственного сектора в дошкольном образовании, и мы работаем над выполнением данного поручения, так как заинтересованы в том, чтобы услуги частных учреждений становились более доступными для широкой родительской аудитории. Это позволит увеличить доступ к качественным услугам дошкольного образования, усилит конкуренцию на образовательном рынке, а также будет способствовать расширению потребительского выбора. Поэтому уже сегодня реализуется ряд механизмов поддержки негосударственного сектора.
– Какие это механизмы?
– Например, предоставление на льготных условиях муниципальных помещений для размещения частных детских садов; выплата субвенции из средств областного бюджета на заработную плату педагогов и учебные расходы, компенсация родителям части внесенной родительской платы. Это экономит затраты учреждения, соответственно, приводит к снижению стоимости пребывания ребенка в детском саду.
Кроме этого, управлением образования осуществляется консультативная поддержка негосударственных детских садов в части реализации программ дошкольного образования и проведения процедуры лицензирования.
– Глава города, кстати, говорил о необходимости проработки возможности компенсации негосударственным структурам из бюджета части затрат на содержание ребенка в размере, сопоставимом с суммой, которую муниципалитет платит своим дошкольным учреждениям…
– Да, мы прорабатываем эти вопросы, в том числе возможность возмещения затрат, связанных с открытием групп для детей дошкольного возраста, в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ опыта работы крупных городов показал, что данная мера предусмотрена в отношении как индивидуальных предпринимателей, так и негосударственных образовательных учреждений, и позволяет компенсировать затраты на проведение ремонтных работ, приобретение оборудования, арендные платежи и т.д.
В то же время, мы открыты для предложений и самих частных образовательных структур. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии этого сегмента.
Снизить родительское бремя
– Не просчитывали, кстати, какова доля негосударственных учреждений на рынке дошкольного образования Воронежа?
– Весьма небольшая – всего 2,2%.
– Как вы считаете, почему этот сектор имеет такое незначительное развитие?
– Во-первых, многое зависит от желания самого предпринимателя. Он должен понимать, что хочет заниматься именно дошкольным образованием. А для этого нужно иметь лицензию, обеспечить условия для качественного и безопасного пребывания ребят в детском саду, сформировать профессиональный коллектив, правильно организовать питание. Поверьте, это – очень сложно. Во-вторых, родительская плата, которая в частных детских садах составляет от 13 до 24 тыс. руб. в месяц. Сегодня во многих муниципальных садах созданы очень хорошие условия. И не каждый родитель может позволить себе платить в 5-10 раз больше за сопоставимую по качеству услугу. И есть третий момент – определенный элемент недоверия населения ко всему негосударственному и немуниципальному.
– А сами вы как оцените услугу, которую сегодня оказывают негосударственные дошкольные учреждения?
– В настоящее время у нас в городе, к сожалению, очень немного частных дошкольных учреждений, имеющих лицензию. Эти учреждения подконтрольны тем же надзорным структурам, что и муниципальные детские сады. Однако есть отдельная ниша – так называемые центры развития детей. Какие здесь реализуются образовательные программы – никто не знает (хотя данные учреждения не могут заниматься образованием вообще, так как не имеют лицензии на образовательную деятельность).
К сожалению, эта проблема характерна для всех крупных городов России.