В конце прошлой недели в Воронеже два дня работала научная сессия школьников Воронежского медицинского предуниверсария с международным участием. Со своими научными докладами выступили школьники Воронежской и Липецкой областей, где в рамках предуниверсария уже создан 21 медицинский класс, а также юные гости из Беларуси – из школ Гомеля и Новополоцка.
Организатором события традиционно стал Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко. Это уже четвертый по счету научный форум школьников в стенах ВГМУ, а сам медицинский предуниверсарий во всем многообразии воронежских вузов и широкого диапазона профориентации пока остается уникальным.
Но в этом году научная сессия впервые прошла без основателя и вдохновителя всей работы Воронежского медицинского предуниверсария – без Игоря Есауленко. Ректора ВГМУ, руководившего университетом 25 лет, доктора медицинских наук Игоря Эдуардовича Есауленко не стало в конце минувшего лета. Четвертая научная сессия школьников посвящена его памяти. Этой памятью были пронизаны и актовые выступления, и сама научная работа форума. Почему наука должна сопровождать врача всю жизнь, и какую роль в выборе профессии теперь играет медицинский предуниверсарий ВГМУ, редакция выяснила в ходе IV научной сессии школьников
О страсти к науке
– Я убежден, что само вдохновение к научному поиску должно закладываться еще в школе. Ведь науку нельзя делить на «школьную», «студенческую», «профессиональную» – это единый захватывающий процесс, и если он «захватывает» со школьной скамьи, то потом определяет и качество университетского периода, и всей профессиональной жизни, – так говорил Игорь Есауленко в одном из интервью нашей редакции о своей идее создания медицинского предуниверсария.
– Да, это было его детище и полностью его заслуга. Еще со школьных лет. Занимаясь в кружке «Юный медик» 28-й школы, Игорь Есауленко оценил роль медицинской науки, а став ректором, приложил все силы, чтобы создать предуниверсарий. И вот – уже четвертая сессия. Тот врач, в котором не угасает страсть к науке, – лучший доктор. Игорь Эдуардович стремился ввести старшеклассников в такой мир медицины, делая их уже полностью мотивированными абитуриентами. Каждый год количество таких ребят у нас растет, – прокомментировал редакции и.о. ректора ВГМУ Владимир Болотских.
Сохранить человека
Обращаясь к школьникам при открытии IV научной сессии, Владимир Иванович привел в пример время ковида. Тогда у воронежских врачей, спасавших пациентов в «красной зоне», не было другого выхода, как в режиме ургентной помощи проводить собственные исследования непредсказуемой инфекции. Официальные протоколы лечения менялись чуть ли не каждую неделю, уже появились первые осложнения от того или иного назначения препаратов, и врачи с протоколов переключались на собственные научные поиски. Главное – сохранить человека.
– И если вы, став врачом, ограничитесь только шаблонным назначением препаратов, то грош цена вам как врачу. До конца жизни вы должны оставаться исследователями в медицинской науке и практике, это подвигнет вас на покорение новых вершин, – обратился к старшеклассникам Владимир Болотских. Он также зачитал приветствие в адрес участников воронежской научной сессии от ректора РНИМУ им. Пирогова академика Сергея Лукьянова.
– Игорь Есауленко был выдающимся ректором, не только талантливым руководителем, но и настоящим наставником для многих поколений студентов, вдохновлял их на новые открытия, – отмечено в приветствии.
Особый адреналин
Министр областного здравоохранения Игорь Банин, обращаясь к ребятам, назвал их «коллегами» и отметил, что «великая наука врачевания – больше, чем жизнь, и больше, чем профессия».
– ВГМУ, чьи исторические корни уходят в Дерптский университет, дает огромный объем знаний. Нынешний профессорско-преподавательский состав продолжает эти традиции. Полученные здесь знания – фундаментальные, их объем огромен, они пригодятся на всех направлениях медицинского служения. У нас много специальностей, где решение, чтобы спасти человека, надо принимать буквально за секунду. А это вкупе с полученным научным багажом – особый адреналин. И те, кто хочет развиваться в медицине бесконечно, будет чувствовать себя очень комфортно в стенах нашего медуниверситета, – поделился Игорь Банин.
– Для себя я уже выбрала, что подробно изучу две заявленные сегодня работы – как микроорганизмы влияют на эмоции человека и как на сам его организм влияют антисептики для обработки ран. Спасибо, что вы этим занимаетесь, – добавила руководитель городского управления образования и молодежной политики Ольга Бакуменко.
О подлинном величии
Татьяна Бондарева, директор гимназии им. Андрея Платонова, ученики которой занимаются в медицинском предуниверсарии и участвуют в научной сессии, вспомнила такой эпизод. Она лежала дома, с коронавирусом, и вдруг раздался звонок.
– «Как вы себя чувствуете?» – спросил Игорь Эдуардович. Я сначала растерялась. А он сказал еще несколько ободряющих слов. Так один звонок настоящего ученого и искреннего неравнодушного человека стал для меня самым лучшим лекарством. Я быстро пошла на поправку. Думаю, что подлинное величие человека проявляется в том, как он умеет общаться с теми, кто его высот не достиг. Среди вас будущих врачей, конечно же, будут и большие ученые, но силу слова настоящего врача в общении с пациентом вы должны знать всегда, – обратилась к юным исследователям Татьяна Ярославовна.
Юные воронежцы об учебе в предуниверсарии
Кристина Осенкова, школа №28:
– Уже второй год я учусь в предуниверсарии. Меня с детства интересовали особенности работы мозга. Но именно здесь я открыла для себя мир анатомии, получила первые знания по физиологии, научилась оказывать доврачебную помощь. Сложным этапом для меня стал первый научный проект на кафедре нормальной физиологии на тему разработки системы профилактики панических атак среди подростков. Я благодарна преподавателям ВГМУ и учителям моей школы за то, что они укрепили мою веру в правильно сделанный выбор.
Анастасия Чермошенцева, школа №28:
– На базе ВГМУ мы изучаем физиологию и анатомию, знакомимся с преподавателями университета, с врачами и под их руководством проводим свои первые исследования. Свою первую научную работу я посвятила аспектам адаптации организма в условиях стресса.
Валерия Чумакова ВУВК №2 им. Киселева:
– В нашей семье нет врачей, но есть родственники, которым постоянно нужна медицинская помощь. Поэтому с детства я стала понимать, насколько профессия врача важна в жизни каждого из нас. Мое научное исследование посвящено влиянию здорового образа жизни на уровень глюкозы в крови человека. Это захватило меня! Я научилась пользоваться глюкометром, освоила компьютерную программу для создания буклета. Хотела бы посвятить жизнь терапии и эндокринологии. Научная сессия сегодня еще больше укрепила меня в правильности своего выбора.



