Творческая лаборатория
На первом этаже выставочного зала музея Крамского еще неделю будет идти необычная выставка. Это результат первого масштабного городского пленэра, который проходил в Воронеже с 21 по 30 июля. В нем приняли участие 16 художников из Воронежской и Ростовской областей, а также из Донецкой и Луганской Народных Республик. Четыре этих региона составляют Содружество «Донбасс», созданное в ноябре 2023 года для развития социально-экономических и культурно-просветительских проектов.

Основной темой творческой лаборатории стало 80-летие Победы. 10-дневный пленэр проходил на улочках Воронежа и в местах воинской славы – на Чижовском и Шиловском плацдармах, в мемориальных комплексах «Песчаный лог», «Ротонда», на площади Победы. Участники проекта создали живописные полотна, эскизы и этюды.
– Пленэр был первым опытом музея Крамского – до этого у нас никогда не было ничего подобного. Нам был интересен взгляд художников из других городов на наши места памяти. В рамках пленэра мы каждый день выезжали на новую локацию, – пояснила директор музея Крамского Юлия Зайченко.
После окончания пленэра комиссия из сотрудников музея отобрала на выставку 52 лучшие работы, по три от каждого художника. Их холсты пополнят музейные фонды.
– Выставка – это и летопись пленэра, и летопись истории Воронежа. Эти работы мы будем использовать на выставках, в том числе выездных и передвижных, – отметил главный хранитель музея Юрий Малик.
Живописный марафон
В проекте приняли участие трое воронежских художников. Среди них – Татьяна Саяпина и супруги Максим и Анастасия Плотко. По словам Анастасии, на творческую лабораторию она с мужем попала случайно. Изначально вместо них в пленэре должен был принять участие воронежский художник Евгений Струков. Но у него случился форс-мажор, и он порекомендовал организаторам пригласить Анастасию и Максима.
– Мы не раздумывая согласились поучаствовать в этом проекте. До этого нам никогда не приходилось делать этюды и живописные работы памятных мест Воронежа. Этот проект развил нас как художников, – поделилась Анастасия.

Больше всего девушке понравилось работать на мемориальном комплексе «Песчаный лог». Красную стену памятного места Анастасия Плотко запечатлела на одной из своих работ. И эта картина – пожалуй, самая яркая и необычная в экспозиции. Она напоминает работы импрессионистов и авангардистов.
– В Песчаном логу мы работали под дождем, все были мокрые. Краски немного расплывались, – вспоминает Анастасия.
Максим Плотко отметил, что пленэр позволил ему ближе познакомиться с памятными местами Воронежа. До этого художник ни разу не был в Песчаном логу и не стоял близко у «Ротонды».

– Что касается других памятных мест Воронежа, то благодаря пленэру я заново открыл их для себя, – поделился художник.
Максим Плотко признался, что 10-дневный пленэр стал для него своего рода марафоном. Они с Анастасией – молодые родители, у которых двое маленьких детей. Времени на написание живописных полотен у супругов было немного, поэтому работать приходилось в сжатые сроки. В среднем одну работу они делали за три часа.
Новые друзья
На выставке можно увидеть не только памятные места Воронежа, но и городские пейзажи. Тут и узнаваемые виды на проспект Революции, и Воронежское водохранилище.
По словам Юлии Зайченко, 27 июля, в День Военно-морского флота, Федерация парусного спорта Воронежской области пригласила художников запечатлеть парусную регату. Так на их холстах появились красивые летние пейзажи с парусниками, рассекающими водную гладь «воронежского моря».
Одним из главных итогов творческой лаборатории стало близкое знакомство художников из разных регионов нашей страны.

– За время проекта мы расширили круг знакомых художников. Особенно меня порадовали ребята из ЛНР и ДНР. От Донецкой Народной Республики в пленэре участвовали Марина Иванова, Владислав Ивахненко, Елизавета Кадурина, Дмитрий Агафонов. От ЛНР – Илья Соляник, Анна Круподер, Алена Зеневич, Анна Козачкова. Это молодые авторы, которые недавно закончили художественные институции. Сейчас они сами – преподаватели. В большинстве своем они попали в Воронеж впервые. Они познакомились с городом, влюбились в него. Кроме того, для меня открытием стали работы наших воронежских художниц Татьяны Саяпиной и Анастасии Плотко. Их работы – новый взгляд на знаковые места Воронежа, – поделилась Юлия Зайченко.
Юрий Малик отметил необычную работу донецкой художницы Елизаветы Кадуриной, запечатлевшей «Ротонду». Девушка изобразила не только сам мемориал, но и художника, работающего на пленэре.

– Эта работа актуализирует тему живописи за пределами студии. Это живопись, ограниченная по времени, обладающая рисками: у художника может не быть вдохновения или свет будет неподходящий. Это живопись здесь и сейчас. У авторов, работавших на пленэре, не было шанса вернуться второй раз в одну и ту же локацию, – отметил Юрий Малик.
После окончания выставки в Воронеже живописные работы отправятся в Ростов-на-Дону, Луганск и Донецк, а затем вернутся в музей Крамского.