От чернильниц до древних книг
– Вся экспозиция в музее – научно выверенная. Она рассказывает обо всех основных школьных реформах, которые проводились в Российской империи и СССР. Кроме того, около 70% музейных экспонатов – подлинники XVII – начала XX века, – отметил Юрий Пыльнев.

В числе подлинных предметов, выставленных в музее, – письменные принадлежности школьников XVII – начала XX века. Среди них – перья, чернильницы, песочницы (которые до появления промокашек использовались для осушения чернил), грифельные доски.

Есть и старинные книги. Например, подлинный псалтырь XVII века. Обложка у книги деревянная, обтянутая кожей и оснащенная застежками.

В музее имеются и старинные учебники. Например, знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого 1703 года. Это первый печатный курс математики на книжно-славянском языке.

Здесь же можно увидеть старинную школьную форму, тетради, дневники, аттестаты, архивные фотографии. Еще один артефакт, которым гордится Юрий Пыльнев, – подлинный автограф епископа Русской православной церкви, церковного историка Евгения Болховитинова. Датируется он началом XIX века.

Первые школы
Экспозиция музея начинается с XVII века – с допетровской эпохи. Первые школы на воронежской земле стали открываться в годы правления первого воронежского архиерея, епископа Митрофана. Как правило, учебные заведения находились в местах, обживаемых украинскими переселенцами. Они открывались при церквях, а грамоте детей обучали дьячки или «мастера грамоты» – странствующие учителя, которые занимались с детьми за определенную плату.

– Арифметики в то время не было. Детей учили читать и писать. Иногда обучали церковному пению, – отметил Юрий Пыльнев.
Первая государственная школа появилась в Воронеже в 1703 году. Она называлась навигацкой (или школой математических и навигацких наук). Открыли ее по распоряжению Петра I. Это учебное заведение было профессиональным – в нем обучали будущих кораблестроителей. Сначала ученики получали общеобразовательную подготовку, а затем – профессиональную.

Здание школы в Воронеже не сохранилось. Но в память о ней на улице Кардашова установлен памятный камень.
В 1716 году было открыто первое общеобразовательное учебное заведение – Воронежская цифирная школа.
– В цифирной школе дети изучали цифирь – арифметику. Ее также называли арифметической школой, – пояснил Юрий Пыльнев.
Гарнизонные школы
В первой четверти XVIII века в России возникли гарнизонные школы. В них детей солдат и матросов обучали грамоте, счету и военному делу.
– Гарнизонные школы открывались по указу Петра I. В нашей губернии первая гарнизонная школа была открыта в Павловске в 1725 году, а в 1732 году – в Воронеже. Позже гарнизонная школа в Павловске была переведена в Воронеж. При Павле I ее преобразовали в военно-сиротское отделение. А при Александре I – в батальон (или школу) военных кантонистов, – рассказал Юрий Пыльнев.

Здание школы военных кантонистов в Воронеже сохранилось. Ныне это жилой дом по адресу: ул.Сакко и Ванцетти, 76.
Народные училища
После смерти Петра I петровские школы постепенно закрылись. За реформы в области образования в 1782 году взялась Екатерина II. Согласно уставу 1786 года, в губернских городах стали открываться главные народные училища, а в уездных и других – малые народные училища.
– До революции 1917 года все школы назывались училищами. Термин «школа» появился уже в советское время. Существовало три типа средней школы – гимназии, реальные училища и коммерческие училища. Единственное, где встречался термин «школа» – это церковно-приходские школы, – пояснил Юрий Пыльнев.
Первое в Воронеже народное училище открылось в 1785 году, через год его переименовали в главное народное училище. Находилось оно на нынешней ул.Сакко и Ванцетти (ранее – Большой Девиченской).
Первая частная школа в Воронеже была открыта в 1795 году. Она называлась домашним училищем. Здесь могли обучаться представители всех сословий, кроме простолюдинов и крепостных.
«Епархиалки» и кадеты
Отдельно в музее рассказывается об учебных заведениях, которые не входили в систему Министерства просвещения, а принадлежали духовному и военному ведомствам. Так, одна из экспозиций рассказывает об истории Воронежской духовной семинарии, духовных училищ и епархиального женского училища.

– Епархиальное женское училище было аналогом женской гимназии для девиц духовного звания. В каждой женской гимназии был педкласс. Свой педкласс, двухгодичный, был и в епархиальном женском училище. После его окончания девушки могли работать учительницами в церковно-приходских школах. Те же, кто его не закончил, выходили замуж за батюшек, дьячков, псаломщиков и становились матушками, – пояснил Юрий Пыльнев.

В музее представлена и экспозиция истории Воронежского кадетского корпуса. В 2025 году исполняется 180 лет с момента его открытия. Кадетский плац находился на месте современного парка «Орленок». Как он выглядел, можно увидеть на копии акварели художника Сергея Павлова.
Розги и карцер
Второй зал музея рассказывает о развитии образования в конце XIX – начале XX века. Одна из экспозиций посвящена Первой губернской мужской гимназии, открывшейся в 1809 году. На тот момент это была единственная средняя школа, где учились мальчики разных сословий.
Отдельное здание для гимназии было построено в 1859 году. Ныне здесь находится старый корпус университета инженерных технологий (проспект Революции, 19).
В экспозиции есть документ, который описывает виды наказаний для провинившихся гимназистов – розги, карцер и стояние на коленях.
Битьем розгами наказывались ученики, замеченные в воровстве, прогулах уроков, пьянстве и курении табака, свисте на уроках, лености и «слабых успехах в науках», а также драках.

– Это был традиционный набор развлечений русского юношества. Кружков и секций в то время не было. Единственным развлечением для молодых ребят были драки. Например, кадеты «сражались» с семинаристами, – отметил Юрий Пыльнев.
Поместить гимназиста в карцер могли за «упорную леность», курение, «неточное выполнение обязанностей ученика», самовольную отлучку в город, чтение романов на уроках. В карцер сажали и за распитие вина и водки в пансионе, рисование в учебниках и порчу классной мебели.
– Телесные наказания и карцер были отменены после устава 1864 года. Надо сказать, что до середины XIX века в школах не обращали особого внимания на качество образования. На первом месте были дисциплина и благонравие, – отметил Юрий Пыльнев.
Музей истории развития образования Воронежской области находится по адресу: ул.Березовая роща, 54. Он работает с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00. Записаться на экскурсию (6+) можно по телефону: 235-20-29. Вход бесплатный.