2025-12-06

Как развивалось школьное образование в Воронеже в XVIII и XIX веках

Как развивалось школьное образование в Воронеже в XVIII и XIX веках
Немногие знают о том, что в стенах Воронежского института развития образования (ВИРО) находится уникальный Музей истории развития образования Воронежской области. Он был открыт 24 мая 1995 года. Создатель музея – кандидат исторических наук, краевед, профессор кафедры истории, философии и культуры ВИРО Юрий Пыльнев. В этом году музею исполнилось 30 лет. Юрий Валентинович провел нам экскурсию по музею.

От чернильниц до древних книг

– Вся экспозиция в музее – научно выверенная. Она рассказывает обо всех основных школьных реформах, которые проводились в Российской империи и СССР. Кроме того, около 70% музейных экспонатов – подлинники XVII – начала XX века, – отметил Юрий Пыльнев.

photo_2025-09-14_16-36-06.jpg

В числе подлинных предметов, выставленных в музее, – письменные принадлежности школьников XVII – начала XX века. Среди них – перья, чернильницы, песочницы (которые до появления промокашек использовались для осушения чернил), грифельные доски.

photo_2025-09-14_16-33-55 (2).jpg

Есть и старинные книги. Например, подлинный псалтырь XVII века. Обложка у книги деревянная, обтянутая кожей и оснащенная застежками. 

photo_2025-09-14_16-33-50 (4).jpg

В музее имеются и старинные учебники. Например, знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого 1703 года. Это первый печатный курс математики на книжно-славянском языке.

photo_2025-09-14_16-34-01 (4).jpg

Здесь же можно увидеть старинную школьную форму, тетради, дневники, аттестаты, архивные фотографии. Еще один артефакт, которым гордится Юрий Пыльнев, – подлинный автограф епископа Русской православной церкви, церковного историка Евгения Болховитинова. Датируется он началом XIX века.

photo_2025-09-14_16-33-57 (3).jpg

Первые школы

Экспозиция музея начинается с XVII века – с допетровской эпохи. Первые школы на воронежской земле стали открываться в годы правления первого воронежского архиерея, епископа Митрофана. Как правило, учебные заведения находились в местах, обживаемых украинскими переселенцами. Они открывались при церквях, а грамоте детей обучали дьячки или «мастера грамоты» – странствующие учителя, которые занимались с детьми за определенную плату.

photo_2025-09-14_16-33-51.jpg

– Арифметики в то время не было. Детей учили читать и писать. Иногда обучали церковному пению, – отметил Юрий Пыльнев.

Первая государственная школа появилась в Воронеже в 1703 году. Она называлась навигацкой (или школой математических и навигацких наук). Открыли ее по распоряжению Петра I. Это учебное заведение было профессиональным – в нем обучали будущих кораблестроителей. Сначала ученики получали общеобразовательную подготовку, а затем – профессиональную.

photo_2025-09-14_16-33-53 (4).jpg

Здание школы в Воронеже не сохранилось. Но в память о ней на улице Кардашова установлен памятный камень.

В 1716 году было открыто первое общеобразовательное учебное заведение – Воронежская цифирная школа.

– В цифирной школе дети изучали цифирь – арифметику. Ее также называли арифметической школой, – пояснил Юрий Пыльнев.

Гарнизонные школы

В первой четверти XVIII века в России возникли гарнизонные школы. В них детей солдат и матросов обучали грамоте, счету и военному делу.

– Гарнизонные школы открывались по указу Петра I. В нашей губернии первая гарнизонная школа была открыта в Павловске в 1725 году, а в 1732 году – в Воронеже. Позже гарнизонная школа в Павловске была переведена в Воронеж. При Павле I ее преобразовали в военно-сиротское отделение. А при Александре I – в батальон (или школу) военных кантонистов, – рассказал Юрий Пыльнев.

photo_2025-09-14_16-33-54 (4).jpg

Здание школы военных кантонистов в Воронеже сохранилось. Ныне это жилой дом по адресу: ул.Сакко и Ванцетти, 76.

Народные училища

После смерти Петра I петровские школы постепенно закрылись. За реформы в области образования в 1782 году взялась Екатерина II. Согласно уставу 1786 года, в губернских городах стали открываться главные народные училища, а в уездных и других – малые народные училища.

– До революции 1917 года все школы назывались училищами. Термин «школа» появился уже в советское время. Существовало три типа средней школы – гимназии, реальные училища и коммерческие училища. Единственное, где встречался термин «школа» – это церковно-приходские школы, – пояснил Юрий Пыльнев.

Первое в Воронеже народное училище открылось в 1785 году, через год его переименовали в главное народное училище. Находилось оно на нынешней ул.Сакко и Ванцетти (ранее – Большой Девиченской).

Первая частная школа в Воронеже была открыта в 1795 году. Она называлась домашним училищем. Здесь могли обучаться представители всех сословий, кроме простолюдинов и крепостных.

«Епархиалки» и кадеты

Отдельно в музее рассказывается об учебных заведениях, которые не входили в систему Министерства просвещения, а принадлежали духовному и военному ведомствам. Так, одна из экспозиций рассказывает об истории Воронежской духовной семинарии, духовных училищ и епархиального женского училища.

photo_2025-09-14_16-33-59 (2).jpg

– Епархиальное женское училище было аналогом женской гимназии для девиц духовного звания. В каждой женской гимназии был педкласс. Свой педкласс, двухгодичный, был и в епархиальном женском училище. После его окончания девушки могли работать учительницами в церковно-приходских школах. Те же, кто его не закончил, выходили замуж за батюшек, дьячков, псаломщиков и становились матушками, – пояснил Юрий Пыльнев.

photo_2025-09-14_16-33-58.jpg

В музее представлена и экспозиция истории Воронежского кадетского корпуса. В 2025 году исполняется 180 лет с момента его открытия. Кадетский плац находился на месте современного парка «Орленок». Как он выглядел, можно увидеть на копии акварели художника Сергея Павлова.

Розги и карцер

Второй зал музея рассказывает о развитии образования в конце XIX – начале XX века. Одна из экспозиций посвящена Первой губернской мужской гимназии, открывшейся в 1809 году. На тот момент это была единственная средняя школа, где учились мальчики разных сословий.

Отдельное здание для гимназии было построено в 1859 году. Ныне здесь находится старый корпус университета инженерных технологий (проспект Революции, 19).

В экспозиции есть документ, который описывает виды наказаний для провинившихся гимназистов – розги, карцер и стояние на коленях.

Битьем розгами наказывались ученики, замеченные в воровстве, прогулах уроков, пьянстве и курении табака, свисте на уроках, лености и «слабых успехах в науках», а также драках.

photo_2025-09-14_16-34-02.jpg

– Это был традиционный набор развлечений русского юношества. Кружков и секций в то время не было. Единственным развлечением для молодых ребят были драки. Например, кадеты «сражались» с семинаристами, – отметил Юрий Пыльнев.

Поместить гимназиста в карцер могли за «упорную леность», курение, «неточное выполнение обязанностей ученика», самовольную отлучку в город, чтение романов на уроках. В карцер сажали и за распитие вина и водки в пансионе, рисование в учебниках и порчу классной мебели.

– Телесные наказания и карцер были отменены после устава 1864 года. Надо сказать, что до середины XIX века в школах не обращали особого внимания на качество образования. На первом месте были дисциплина и благонравие, – отметил Юрий Пыльнев.

Музей истории развития образования Воронежской области находится по адресу: ул.Березовая роща, 54. Он работает с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00. Записаться на экскурсию (6+) можно по телефону: 235-20-29. Вход бесплатный.