2025-12-06

Известная воронежская вышивальщица и народный мастер раскрыла секреты своего искусства в ведущей библиотеке города

Известная воронежская вышивальщица и народный мастер раскрыла секреты своего искусства в ведущей библиотеке города
Воронежские библиотеки становятся не только центром притяжения книголюбов, но и пространством для общения, творчества и открытия личного мира через самые разные достижения человеческой культуры. Эта тенденция в нашем городе развивается уже много лет, и одной из ведущих площадок для такого всестороннего развития любителей чтения давно стала библиотека №32 им. Г.Н. Троепольского.

Встречи с представителями разных общин, камерные концерты, выставки, мини-лекции и даже кулинарные мастер-классы притягивают сюда воронежцев всех поколений и разных профессий.

Секреты рукоделия

В минувший понедельник здесь состоялась очередная творческая встреча – в секреты рукоделия всех желающих, зашедших в библиотеку на этот творческий огонек, посвящала известная воронежская вышивальщица, неоднократный лауреат традиционного регио­нального конкурса «Мастер года» Наталия Шлявская. Наталия Сергеевна имеет звание «Народный мастер Воронежской области» и не впервые уже выбирает свободный денек, чтобы приехать на встречу с воронежскими рукодельницами в библиотеку №32 из своего поселка Краснолесный. Там она 20 лет возглавляла Дом культуры «Краснолесье», входящий в Централизованную клубную систему Воронежа. Последние несколько лет руководит в «Краснолесье» кружками «Мастерица», «Мастерская чудес», «Предания старины» – преподает не только вышивание, но и все азы женского рукоделия. А вот звание народного мастера она получила именно за искусство вышивания, которым занимается с раннего детства. Вершиной ее искусства стала карта Воронежской области, которая теперь известна далеко за пределами нашего региона. Карта состоит из 34 вышитых муниципалитетов – 34 фрагментов художественной ручной вышивки с отражением уникальных техник рукоделия всех районов региона.

DSC09225.jpg

– Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось выполнить эту работу. Она меня вдохновляла весь день и притягивала каждый вечер. Я приходила домой в 18 часов после преподавания в кружках – и с 20 до 22 вечера сидела за картой. Каждый район вышивала в технике, присущей именно этому месту. Есть районы, представленные исключительно гладью, есть – тамбурным швом. Или – черная счетная гладь, которая испокон веков традиционно является нашей воронежской техникой. Когда я эту карту презентовала в Чувашии в рамках проекта «Вышитая Россия», меня там все спрашивали: «Почему ваша карта выполнена на черном фоне?» Я отвечала: «Потому что наша область – это Черноземье!» – поделилась с корреспондентами редакции Наталия Шлявская.

DSC09142.jpg

На этот раз участницы мастер-класса Наталии Сергеевны узнавали, как история России, губернии и воронежских семей в разных поколениях отразилась в древних видах рукоделия. На встречу она принесла свои семейные рушники, в том числе выполненные в технике того самого «черноземного» вышивания – черными нитями.

DSC09155.jpg

– Я свой первый рушник вышила в 17 лет, еще во Львове, городе моего детства и юности. Так сложилось – дедушка, пройдя всю войну сапером и возвращаясь из Берлина, увидел Львов и решил остаться. Ему там понравилось. А потом и бабушка за ним туда переехала. Мои родители тоже во Львове встретились, и там же наша семья потом жила еще какое-то время. А я воспитывалась, росла по «украинским меркам»: девочка должна шить и вышивать, – рассказывала по ходу своего мастер-класса Наталия Сергеевна.

DSC09183.jpg

Настоящая иглотерапия

Так художественное вышивание стало, по ее собственному выражению, ее «происхождением» – ведь за пяльцы Наталию усадили еще совсем маленькой.

DSC09199.jpg

– Бабушка моя всегда говорила: «Каждая девочка должна уметь вышивать!» И тот мой первый рушник стал потом моим свадебным приданым. Я убеждена, что каждая невеста к свадьбе должна сама вышить рушник, а не покупать эти стилизованные изделия, где просто нанесен принт на шелковую или даже подкладочную ткань. В таких покупках нет энергии для создания будущей семьи! Все это я теперь стараюсь объяснить на занятиях своим ученицам. И советую всем женщинам привнести в свою повседневность вышивание. Так вы подчеркнете свою индивидуальность. Вот, например, полюбившееся всем маленькое черное платье заиграет на женщине совсем по-другому, если будет дополнено бижутерией с вышивкой. Или попробуйте вышить орнамент на воротнике своей белой блузки. Ваш гардероб сразу станет выглядеть более стильно и дорого. А еще вышивание просто полезно для здоровья. Это ведь еще и настоящая иглотерапия! – поделилась с корреспондентом редакции Наталия Шлявская.

DSC09216.jpg

Философия мастерства

На встрече в библиотеке она не только посвящала гостей в секреты вышивания, но и показала основы другого прикладного «женского» творчества – как своими руками в технике русского шитья сделать неповторимую брошь или фрагмент картины, которая сможет украсить самый изысканный интерьер.

DSC09225.jpg

– Вот, нанизываете ленту и протягиваете нить. Можете стянуть посильнее – будет розочка, и если она вам нравится, то начинаем стягивать ее, чтобы она не распускалась. Вначале получается у вас такой тугой бутончик, – показывает Наталия Сергеевна своим новым ученицам на вечернем мастер-классе. Некоторые из них старше ее и давно на пенсии.

DSC09245.jpg

– Ее мастер-классы стали уже традицией нашей библио­теки и отражают старинный русский дух посиделок, когда женщины разных возрастов собирались вместе и долгими зимними вечерами вышивали, а по ходу вели неспешную беседу, пели песни. Всем гостям от мала до велика эти встречи с мастером очень нравятся. Совсем молодые девочки задавали ей самые неожиданные вопросы, даже про мистику вышивания, и Наталия Сергеевна всегда объясняет интересно, исчерпывающе, – рассказывает «в кулуарах» вечернего мастер-класса руководитель библиотеки Наталья Бабайцева.

DSC09125.jpg

Кстати, изнанка изделий народного мастера Наталии Шлявской, принесенных сюда для мастер-класса, выглядит тоже как произведение искусства – ни одного узелка и лишней ниточки. Лицевая сторона вышивки – это для человека, а изнанка – для Бога, и с этой «непарадной» стороны рукоделия, как и с любой «непарадной» стороны нашей жизни и наших мыслей, все должно быть еще более чисто, красиво и безупречно – в этом, пожалуй, состоит философия мастерства Наталии Шлявской.